Ст.82 Земельного кодекса Украины, лишающая юридических лиц Украины со 100%-ными иностранными инвестициями права приобретать в собственность земельные участки, является грубым нарушением прав иностранных инвесторов. Об этом заявили 26 марта 2007 года участники "круглого стола" на тему: "Право собственности на землю", организованного Европейской Бизнес Ассоциацией в партнерстве с ЛІГАБізнесІнформ. В связи с этим, по их мнению, проблема существенных ограничений прав иностранных инвесторов на приобретение земельных участков несельскохозяйственного назначения должна быть решена путем внесения изменений в Земельный кодекс.
В частности, в ст.82 Земельного кодекса Украины должно быть закреплено право юридических лиц Украины со 100%-ными иностранными инвестициями, включая дочерние предприятия иностранных компаний в Украине, получать право собственности на земельные участки.
Также отмечалось, что в действующем законодательстве Украины не предусмотрено такой организационно-правовой формы субъекта хозяйственной деятельности, как "совместное предприятие". "Абсолютно не понятно, каким образом можно использовать порядок, установленный для иностранных юридических лиц относительно приобретения прав собственности такими украинскими "совместными предприятиями" на земельном участке несельскохозяйственного назначения", - заявил старший юрист международной юридической фирмы "Baker & McKenzie" Игорь Олехов.
Кроме этого, юрист отметил, что отсутствие четкого регулирования этих вопросов создает дополнительные риски для тех украинских компаний с иностранными инвестициями, которые уже приобрели земельные участки до вступления в силу в 2003 г. изменений в Земельный кодекс (ред. - Закон "О внесении изменения в статью 82 Земельного кодекса Украины"), а также приводит к созданию дополнительных "структур" и чрезмерных расходов с целью получения прав собственности на землю несельскохозяйственного назначения.
На сегодня единственное определение "совместных предприятий" в действующем законодательстве Украины содержится в Законе "О внешнеэкономической деятельности" и предусматривает, что совместное предприятие – это предприятие, которое базируется на собственном капитале субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности. Однако такое определение, как указывалось на "круглом столе", не является определением организационно-правовой формы предприятия, а скорее является определением экономического содержания для целей экономического, инвестиционного и другого анализа внешнеэкономической деятельности. Кроме того, отмечалось, что действующим законодательством не предусматривается создание и государственная регистрация новых предприятий с организационно-правовой формой "совместные предприятия".
По словам юриста компании "Саенко, Харенко" Ольги Балицкой, на сегодня существует много схем и механизмов для обхода законов Украины, которые широко используются иностранными инвесторами. Как результат, такая ситуация приводит к созданию теневого рынка земли, недополучению государством денег от прозрачных транзакций, оттоку иностранных инвесторов и отрицательно сказывается на имидже Украины в мире.
Также участники "круглого стола" акцентировали свое внимание на том, что они не могут принимать участие в открытых земельных аукционах. "Чтобы допустить компанию с иностранными инвестициями на аукцион, нужно разрешение Кабмина. Это изначально создает неравные условия для иностранных и украинских предприятий. Хотя налоги мы платим одинаково", - говорит заместитель генерального директора компании ""McDonald's Ukraine Ltd" Ольга Троян.
По словам О.Троян, если раньше земльные участки сдавались в аренду и компания строила на них объекты недвижимости, то сейчас местные советы заинтересованы в том, чтобы эту землю продавать, пополняя таким образом местные бюджеты. Однако реально деньги в бюджет поступать не могут из-за длительности процесса согласования с Кабинетом Министров Украины. "В декабре 2005 года КГГА направила на согласование в правительство наше ходотайство по земельному участку, на котором уже построен объект. Ответа до сих пор нет. Таким образом 80 млн. гривень просто зависло в бюджете", - говорит О.Троян.
В то же время Глава подкомитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Комитета Верховной Рады Украины по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Ксения Ляпина отметила, что на сегодня есть ряд политических сил, входящих в коалицию, которые не заинтересованы в том, чтобы на рынке земли сельскохозяйственного назначения принимали участие иностранные инвесторы. "Есть подозрение, что правительство не стремится к прозрачности рынка земли. Это политический вопрос, который не может быть решен уже в течение нескольких лет", - подчеркнула она.
По словам К.Ляпиной, должна быть решена проблема с отечественным малым и средним бизнесом. "Нужно создать специальные социальные программы для малого и среднего бизнеса, где часть земли будет предлагаться предприятиям на специальных условиях. Вся остальная земля должна быть выставлена на открытые аукционы, где ее будут приобретать иностранные инвесторы, а в бюджет будут поступать значительные деньги. Это нормальная прозрачная ситуация, к которой мы должны стремиться", - сказала она.
Круглый стол проведен по итогам выхода аналитического отчета Европейской Бизнес Ассоциации "В центре внимания: права собственности на землю". Отчет содержит обзор текущей ситуации в сфере земельных отношений в Украине, примеры европейской практики, и предложения Ассоциации относительно законодательного решения проблемы ограничения прав иностранных инвесторов на приобретение земельных участков несельскохозяйственного назначения.
Представленный отчет, первый из ряда аналитических работ Ассоциации, которые будут посвящены проблемам инвесторов в Украине.