В Пресс-центре ЛІГАБізнесІнформ
 
Информационное агентство ЛIГАБiзнесIнформ получило золотую медаль "ЗНАК КАЧЕСТВА"

Журналист должен мыслить категориями мультимедиа

12.10.2008

Издание: "Телекритика" / №10 (56), октябрь 2008 г.

О функционировании конвергентного ньюзрума и современных требованиях к репортерам рассказывает Нина Курьята-Стасив, главный редактор интернет-газеты "СЕЙЧАС"

- С вашей точки зрения, в чем принципиальные отличия в подходах к организации конвергентного ньюз-рума?

Самое главное, что отличает конвергентный ньюзрум от всякого другого - это журналисты! если журналист мыслит категориями и интернет-текста, и иллюстраций к нему, и мультимедийной подачи - тогда ньюзрум будет действительно конвергентным!

В интернет-газете СЕЙЧАС утверждена концепция мультимедийной подготовки материала, то есть мы должнвы стремиться оценивать будущее событие или интервью с той точки зрения, каким средством его будет правильнее всего подать: куда нужно пойти с видеокамерой, куда - с фотоаппаратом, а где достаточно диктофона. Или автор будущей статьи просит мультимедийного редактора подобрать ему соответствующее видео из открытых источников.

При этом важнло, чтобы журналист именно МЫСЛИЛ этими категориями, и вовсе необязательно владеть в совершенстве техникой фото- и видеосъемки. достаточно взаимодействовать с тем редактором, у которого это получается лучше всего!

- Какие новые должности появляются и какие профессионалы должны быть в таком ньюз-руме?

Конечно, наши реалии отличаются от западных. Во-первых, потому, что у нас немного другие традиции журналистики, а во-вторых - потому что конвергенция только начала проникать на наши информационные просторы. В интернет-газете СЕЙЧАС появился редактор мультимедийного контента, которая выпускает новости с видео и аудио, далеат фоторепортажи и успешно взаимодействует с другими журналистами. Благодаря этому у нас скоро будет возможность просматривать видео в материалах абсолютно разных жанров. А журналисты ходят на события не только с диктофоном, но и с фотоаппаратом.

В Интернет-газете СЕЙЧАС совсем скоро запустится новый сервис, о котором я узнала во время обучения на программе "Журналистика цифрового будущего". суть его - в том, что каждый пользователь нашего интернет-ресурса сможет нам прислать свою информацию, которой он захочет поделиться с другими читателями газеты. Например, фотографии необычных происшествий, которые он увидел по дороге на работу, или новость о том, что где-то образовалась дорожная пробка и лучше туда сейчас не ехать. Для этого будет достаточно мобильного телефона, с которого можно будет позвонить в редакцию, прислать свою новость на электронную почту или сбросить фото и видео с места происшествия. На обновленном сайте газеты СЕЙЧАС будет отдельный блок "Читательская колонка", куда будут попадать эти новости. И для того, чтобы наши читатели могли оперативно получать эту информацию на сайте, мы планируем вскоре взять на работу модератора читательского контента.

- Опишите профессиональные качества главного редактора такого ньюз-рума, какими должны быть журналисты для нового ньюз-рума

Главное отличие редактора - мыслить многими форматами и сразу определять, как какое событие лучше представить пользователю. Еще очень важно построить в редакции горизонтальные связи, чтобы журналисты сами взаимодействовали с "мультимедийщиком". В остальном функции главреда остаются теми же - он полностью отвечает за продукт!

Форамт Интернет-издания позволяет сочетать возможности печатной журналистики с элементами аудио и видео. Поэтому я как главред интернет-газеты СЕЙЧАС чувствую себя одновременно и "интернетчиком", и "радийщиком", и "телевизионщиком". Интернет размывает границы не только между странами, но и между специализациями по техническому признаку!

- В чем принципиальное отличие менеджмента ньюз-рума нового типа от старого

На примере Интернет-газеты СЕЙЧАС особенно видны различия "старого" и "нового" форматов, поскольку она начиналась как офлайн-издание, а сайт появился позже и фактически отображал те же материалы, которые были и в офлайне.

Когда мне предложили стать главным редактором, газета СЕЙЧАС выходила в формате делового издания. Кроме того, она была ориентировна больше на подписчиков офлайн-версии, доступной тем, у кого нет доступа к Интернету или он ограничен. Поэтому газета напоминала привычный бумажный вариант, только читали его не на бумаге, а на мониторе компьютера. Этот формат есть и сейчас, и у него есть свои преимущества. Но сегодня, когда все "прогрессивное человечество" не мыслит себя без Интернета, мы просто не могли позволить себе выкладывать на сайт газеты только ее офлайн-содержание.

Перед нашей редакцией стала задача сделать газету в первую очередь интернет-проектом, причем так, чтобы читатель офлайн-версии тоже получил больше, чем раньше. Поэтому мы открыли нашим пользователям возможность комментировать все статьи, новости и фоторепортажи. Также мы активно начали использовать мультимедийный контент - видео и аудио. А это требует от всех журналистов более широкого мышления: нужно думать не только о том, как написать материал, но и как его лучше подать читателю.

Отдельным пунктом стала оперативность. Для издания, выходившего в формате Digital Daily, было вполне нормально написать вечером о том, что произошло еще утром, а к читателю газета попадает утром следующего дня. Поэтому дедлайн здесь был такой же, как и в бумажных изданиях - вечером. В Интернет-формате мы себе этого позволить не можем, так как здесь дедлайн - каждую секунду. Всей редакции пришлось привыкать к новым требованиям, но мы с этим справились. Журналисты начали мыслить категориями Интернета: скоростью выхода, популярностью материала, количеством комментариев к нему, местом в хит-десятке газеты и портала, а также посещаемостью конкурентов:)

Все превращения и переход от более "газетного" формата к "интернетному" были бы невзможны, если бы вся команда не стала мыслить в новом ключе. Поэтому от главного редактора требуется в первую очередь суметь зажечь, мотивировать и научить свою команду. Поэтому на первых порах я чувствовала себя и редактором, и учителем, и тренером. Зато сейчас мы получили качественно другой продукт, а вскоре у Интернет-газеты СЕЙЧАС будет и новый сайт! В его разработке учтены примеры ведущих мировых медиа.

Основной проблемой, которую мне нужно было решить, была мотивация сотрудников. Во время поездки в США, организованной Фондом Развитие Украины в рамках программы "Журналистика цифрового будущего", я все время задавала этот вопрос руководителям различных изданий, и поэтому смогла применить у себя в редакции и этот опыт. А главным отличием нового формата от старого стало то, что все, кто задействован в процессах написания текста, подбора иллюстраций, съемки видео или фото, действуют не параллельно, а взаимосвязанно и согласованно! Очень приятно, что, когда ты говоришь, что вот тут надо бы сделать карту места события, тебе говорят, что журналист уже попросил об этом дизайнера, и все уже готово!

- Ваши рекомендации и советы по созданию конвергентной редакции, по подбору персонала и статьям расходов

Расходы зависят от того, что вы хотите и сколько у вас на это есть денег:))

ОБОРУДОВАНИЕ

Для начала хватит одной неплохой полупрофессиональной камеры (если вы хотите, чтобы с ней ходили журналисты и не собираетесь нанимать оператора). В зависимости от штата редакции, нужно определиться с тем, сколько надо фотоаппаратов. они тоже должны быть негромоздкими, т.е. скорее всего - полупрофессиональными, но давать хорошее качество изображения для Интернета. если вы хотите делать на своем сайте фотогалереи - этому надо уделить повышенное внимание и огооврить с техническими специалистами и соответствующим редактором, чтобы потом не пришлось долго изменять параметры полученного фото или возиться с изображением низкого качества.

ЛЮДИ

Можно учить централизованно (тренингами), можно - точечно и по цепочке. У нас, например, редактор новостей с мультимедиа Таня Ткаченко посетила три модуля - по видеосъемке, видеомонтажу и фото - на программе "Журналистика цифрового будущего", успешно освоила технологии, нужные ей для работы, а теперь делится своими знаниями с теми, кто уже "созрел" для того, чотбы расширить свои возможности.

- Ориентировочная смета. Из чего состоят расходы на создание конвергентного ньюз-рума

В каждом ньюзруме руководство должно решить, сколько людей будут ходить с мультимедиа-оборудованием и каким оно должно быть - достаточно ли смартфона с мультимедийными возможностями или нужно закупать профессиональную технику и нанимать специально обученных специалистов - например, операторов. Поэтому список, приведенный ниже, может корректироваться (урезаться или дополняться) в зависимости от того, что нужно конкретному изданию:

Камера

аксессуары к камере (штатив, микрофоны разные)

расходные материалы к камере (кассеты и т.д.)

фотоаппарат

расходные материалы к нему (карты памяти и т.д.)

диктофоны цивровые

телефоны с возможностью фото- и видеосъемки

ноутбуки с вай-фаем


ЛIГАБiзнесIнформ
Информационное агентство
www.liga.net

Возврат к списку